Социология образования

Социология образования
   — отрасль социологии. Предметами её исследования являются социальные субъекты - участники образовательного процесса: сама система образования в целом, её уровневые подсистемы и соответствующие институты и групповые агенты С.о. в их взаимосвязи и взаимодействии с другими сферами общества. С.о. исследует также функции образования в системе общественного воспроизводства, в т.ч., например, в социализации, и социальную политику в области образования.
   Основы исследования образования социологическими методами заложил М. Вебер. Фундаментальное значение для С.о. имели труды Э. Дюркгейма, а также работы Т. Веблена, У. Уэллера и др. Исходными стали идеи жившего с 1933 в Великобритании философа и социолога К. Манхейма. В книге "Диагноз нашего времени" (1943; рус. пер. 1994) он сформулировал принципы социологического анализа массового образования: 1) образование формирует не человека вообще, но человека в данном обществе и для этого общества. 2) Оптимальной образовательной ячейкой выступает группа, вырабатывающая модели поведения, которым следуют входящие в неё индивиды. 3) Цели образования в обществе могут быть адекватно поняты лишь в связи с конкретными ситуациями каждой возрастной группой и формирующим их социальным строем. 4) В социологии нормы выражают взаимодействие между индивидуальным и групповым приспособлением. Истинная природа и функция законов и норм обнаруживаются через историю многих поколений. 5) Образование может рассматриваться как один из способов социального воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля. 6) Система образования способна поддерживать у нового поколения эмоциональную стабильность и духовную целостность, лишь имея общую стратегию с социальными институтами, действующими вне учебных заведений.
   Социологические исследования развернулись в 50-е гг. в период модернизации образования во мн. странах. Сформировались самостоятельные направления С.о.: исследование массовых коммуникаций, медиаобразования, изучение образа жизни тинэйджеров и молодёжной субкультуры и др.
   В рамках ЮНЕСКО и Международной социологической ассоциации действует Исследовательский комитет проблем молодёжи, осуществляющий свою деятельность под эгидой Европейского центра координации исследований и документации в области социальных наук (Вена).
   В России с конца 19 в. был накоплен опыт социологической интерпретации образовательной проблематики (обследования школьной системы деятелями земского движения; труды П.Н. Милюкова, С.Н. Трубецкого, П.А. Сорокина и др.).
   После 1917 социологические исследования продолжались в русле теории социального воспитания. Но в конце 20-х гг. научная работа в этой сфере была практически свёрнута. Проводились лишь отдельные оригинальные исследования в области социальной проблематики (например, труды Л.С. Выготского в области культурно-исторической психологии, работы его и П.П. Блонского в области педологии).
   Реальное становление и развитие отечественной С.о. возобновилось в 60-х гг. Под руководством В.Н. Шубкина в Новосибирске были начаты крупные исследования профессиональных предпочтений, трудоустройства, жизненных путей различных групп молодёжи. Изучались проблемы совершенствования системы общего и профессионального образования, прогнозирования социальной профессиональной и территориальной мобильности выпускников школ. Сложились отдельные направления социологического изучения: ценностных ориентаций при выборе профессии, проблем высшей школы и молодёжи и др. По предложению российских специалистов при Исполкоме Всемирной социологической ассоциации был создан (1970) Комитет по социологии образования.
   В 1975-85 появились исследования, имеющие не только прикладное, но и теоретическое значение, в т.ч. по проблемам молодёжи в процессе воспроизводства социальной структуры общества (Н.А. Аитов, О.И. Шкаратан), по социологии детства (И.С. Кон), социальному прогнозированию (И.В. Бестужев-Лада) и др.
   С середины 80-х гг. С.о. развивалась в русле социально-экономических реформ. В 1992 создан Центр социологии образования при РАО (на базе Временного научно-исследовательского коллектива "Школа"), разрабатывающий современные проблемы С.о.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 270-271)
   — социологическая дисциплина, предмет которой - система образования как социальный институт и ее взаимодействие с обществом.
   (Курс лекций по социологии образования. Под общей ред. В.И. Астаховой. - Харьков, 2003. С. 409)
   Ч486.61-1

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Социология образования" в других словарях:

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Отрасль социологии. Предметом ее изучения являются участники образовательного процесса: сама система образования в целом и ее уровневые подсистемы. С. о. исследует также функции образования и социальную политику в области… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — англ. sociology of education; нем. Bildungssoziologie. Отрасль социологии, изучающая образование как соц. институт, его функции в обществе и взаимосвязь с др. соц. институтами; соц. политику в области образования; образовательные учреждения как… …   Энциклопедия социологии

  • Социология образования — Социология образования  отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.[1] Современная социология образования исследует образование в качестве… …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологии. Как предметы исследования в ней рассматриваются социальные субъекты участники образовательного процесса: сама система образования в целом, её уровневые подсистемы и соответствующие институты и групповые агенты С. о. в их… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — социологич. дисциплина, предмет к рой система образования как соц. ин т и ее взаимодействие с об вом. Основные проблемы C.o.: обществ. условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования, производ ственно технич. и… …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — (sociology of education) применение социологических теорий, подходов и методов исследования к анализу процесса образования. По сравнению с предшествовавшими обществами, в индустриальных образование обеспечивается специализированными заведениями,… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — (SOCIOLOGY OF EDUCATION) Британская социология образования в 1950 е и 1960 е гг. была сосредоточена, главным образом, на влиянии образования на социальную мобильность и жизненные шансы индивидов, социально классовых различиях в образовательных… …   Социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство обществ. жизни. Проблемы С. о. начали выделяться из общефилософской и общесоциальной проблематики и становиться предметом особого рассмотрения со своими… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — англ. sociology of education; нем. Bildungssoziologie. Отрасль социологии, изучающая образование как соц. институт, его функции в обществе и взаимосвязь с др. соц. институтами; соц. политику в области образования; образовательные учреждения как… …   Толковый словарь по социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»